Древний обряд закликания весны

Статья написана копирайтером — автором из нашей  команды marmore.

Древние обряды и ритуалы уходят корнями в седую старину. Появившиеся еще во времена язычества, многие из них  позднее слились с христианскими праздниками, трансформировались, приобрели новый смысл и звучание. Некоторые обычаи  безвозвратно потеряны, некоторые обретают свое второе рождение благодаря энтузиастам-этнографам, которые  самоотверженно собирают по крупицам, необходимые сведения  и, складывая фрагменты как мозаику воедино, получают колоритную и самобытную картину древнего обряда.

 

Большинство славянских обычаев было связано  с природными явлениями, и одним из удивительнейших обрядовых действ  наших предков можно назвать кликаньем или закликанием весны.  Смысл этого обряда заключался  в призыве, приглашении весны.  В сознании человека весна была символом жизни, воскрешения природы. Сопровождался ритуал пением веснянок, вождением хороводов. Закликали весну, как правило, дети, девушки и женщины, и обряд этот происходил в разной местности в разное время в зависимости от региона и его климатических условий.

 

Хороводные песни и поверья, связанные с птицами

Птицы – предвестники весны в представлении наших пращуров приносили ее на крыльях своих  из  страны «вырей» — загадочного края вечного лета. И  виделось им, что воплотились души умерших в птиц, которые были посредниками между землей и потусторонним миром. В  текстах веснянок и  хороводных песен  часто звучали слова, в которых пташечка летела к Богу  и просила его дать людям весну, в других вариантах  она приносила в клюве ключи, дабы отпереть весну-красну да лето, и запереть лютую зиму.

В ритуальном плетении хоровода иногда имитировали весенний шум: шелест листьев на деревьях или травы на лугах. В некоторых регионах, где климат мягче и весна наступает раньше, существовало поверье, что  именно в день Евдокии, который  праздновался в середине марта, с появлением первой ласточки приходит весна.

 

Образ весны и обряды весеннего цикла

В сказках и многочисленных легендах  образ весны ассоциировался с юной девушкой с венком  цветов в льняных волосах. Именно с весной ежегодно связывались надежды  на будущий щедрый урожай. И чтобы не остаться у нее в долгу, приносили ей  наши предки жертвы-подарки. Дети с вырезанной из дерева фигуркой птицы ходили из избы в избу, славя наступающую весну.

На Украине, например, на праздник «сорок мучеников» было принято печь из теста  фигурки птиц. Дети подбрасывали испеченных пташек вверх, веря, что те позовут из страны «вырей» своих пернатых сородичей и те прилетят и принесут весну.  Женщины к этому дню заканчивали ткать полотно и с его лоскутом выходили в поле, кланялись на все стороны, а, повернувшись лицом к восходящему солнцу, говорили: « Вот тебе мать-весна новая обновка!».  Затем расстилали лоскут полотна, клали на него пирог и возвращались домой с надеждой, что лен даст хороший урожай.

Ублажая каждое  из божеств весеннего цикла, не обделяли наши предки  вниманием и зимнее божество. Обряд похорон Мары, которая морила землю стужей, а людей голодом да холодом был исполнен глубокого драматизма. Соломенное чучело Зимы клали в гроб, который с плачем несли  к реке и кидали в воду. В славянских мифах повествуется, как  уносят талые воды Мару к руслу солнечной Ра-реки, где земля  сходится с небом. Там встречала Мара души умерших, которые тоже переплывали Ра-реку и попадали на небесные луга Сварога, захватив с собой грудку родной земли.

Весеннее действо: хороводы и игрища возле разожженного костра – эти древние обряды у  славян длилось  практически с марта по июнь. Но с принятием христианства обряд закликания весны стал начинаться  с Пасхи  и одна его часть: зажигание огня для очищения  земли слилась с  в христианским обрядом «Чистого четверга», а другая  — поминание мертвых     з христианскими  «Проводами».

 

 

 

 

 

Метки: ,

Оставьте свой комментарий