Готический стиль – варварство или высокое искусство?

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

АВТОРСКАЯ СТАТЬЯ

Автор статьи - наш копирайтер — профессиональный архитектор. 

Готический стиль (XI-XIII век) – вершина европейского средневекового искусства, неиссякаемый источник вдохновения для творивших позднее мастеров эклектики и модерна. По преданию, великий художник Возрождения Рафаэль назвал готику «варварством» далеким от стройной системы римского и греческого ордера, положенного в основу ренессансной культуры. Однако даже приверженцы строгой классики вряд ли останутся равнодушными, созерцая невероятную красоту и величественность памятников готической архитектуры и в первую очередь, конечно же, храмов в готическом стиле.

 Начнем с того, что зодчими готики был осуществлен настоящий прорыв в области несущих конструкций. Готические соборы и сейчас, в эпоху небоскребов поражают своей высотой и протяженностью. Для того чтобы сохранить единым огромное внутреннее пространство храмов потребовалась совершенно отличная от всех раннее существовавших система перекрытий. И она была изобретена!

Сначала при помощи несущих арок облегчили ранее бывший прямым свод, а опорные колонны сильно вытянули в длину. Затем полукруглые арки заменили стрельчатыми – знаменитыми готическими нервюрами, способными выдерживать большие нагрузки и перекрывать даже ставшую очень широкой площадь центрального нефа. А чтобы уравновесить силу распора и силу тяжести, которые возникали в новом конструктивном сочетании арки и колонны, а также придать ему устойчивость, архитекторы создали мощную наружную систему контрфорсов и аркбутанов, до сих пор поражающую своей гениальной логичностью и рациональностью.

Однако тех, кто не обладает специальными инженерными знаниями, храмы в готическом стиле пленяют в первую очередь своим декоративным убранством. Стены в ее традиционном понимании в готической архитектуре нет. Вместо нее – сложнейшая, изменчивая игра ажурных форм: галереи, башни, арки, аркбутаны с арками, великолепные оконные проемы невиданных ранее размеров с витражами поистине божественной красоты. Наибольшее впечатление производят круглые окна со сложнейшим переплетом рам, носящие поэтическое название «готические розы».

Все конструктивные элементы соборов украшены скульптурной резьбой, так что массивные строения кажутся кружевными и невесомыми. В галереях, возникших на месте бывших ранее монолитными стен, устанавливаются скульптуры святых, поразительно похожие на обычных людей, населявших средневековые города. Также скульпторы готики часто изображают разнообразные бытовые сценки, отличающиеся большой живостью и правдоподобием.

Еще одной темой декора храмов в готическом стиле является животный и растительный мир. Причем существует две разновидности его передачи: точное следование природным образцам и создание удивительных, фантазийных образов: драконов, химер, несуществующих цветов и так далее.

Представления о готическом стиле, как о чем-то мрачном  и подавляющем в корне неверно. Соборы того времени просторны, наполнены светом и воздухом, а благодаря многоцветным витражам, пространство в них окрашивается во все оттенки солнечного спектра. Готическая архитектура являет собой образец драматизма и экспрессии, а в ее каменных зданиях на века запечатлен неспокойный, романтический и темпераментный дух средневековья, недаром она называется «пламенеющей готикой» Однако в поздних образцах храмов в готическом стиле уже ясно видны черты зарождающегося Ренессанса с его более гармоничным, жизнерадостным и светским началом.

Метки: , ,

Один комментарий к записи “Готический стиль – варварство или высокое искусство?”

  1. Светлана текст комментария:

    Исчерпывающая статья. Даже на картинке подобные замки захватывают дух и приковывают внимание. От них так и веет романтикой. А что до «варварства», так на вкус и цвет товарищей нет.

    [Ответить]

Оставьте свой комментарий