Лучшее творение Антонио Гауди

НАШИ ТЕКСТЫ

Архитектура и строительство

Когда смотришь на этот шедевр, так не и законченный великим мастером, его создавшим, невольно задаёшься вопросом: есть ли предел человеческому гению и фантазии? И преклоняясь перед вершиной творчества каталонского архитектора Антонио Гауди, сам себе отвечаешь – оба эти понятия безграничны.

Речь идёт, как нетрудно понять каждому, кто хоть раз побывал в Барселоне или интересовался её достопримечательностями, о Храме Святого Семейства (Temple Expiatori dela Sagrada Família), который расположен в историческом районе Эшампле. Уникальный собор является последним «детищем» Гауди – 73-летний архитектор, отдавший постройке 40 лет жизни, погиб под колёсами трамвая, так и не успев завершить начатое. Впрочем, как и все гении, каталонец предвидел подобную судьбу своего творения, поэтому заранее до мелочей продумал каждую деталь собора, чтобы облегчить задачу последователям.

Нужно ли говорить, что грандиозный храм до сих пор остаётся недостроенным? За 88 лет не нашлось достойного приемника Антонио Гауди, архитектура которого настолько неповторима, что даже не поддаётся стилистическому определению. В 2008 году свыше 400 виднейших деятелей испанской культуры обратились к правительству с требованием отказаться от дельнейших попыток завершить постройку, поскольку, по их мнению, все предложенные проекты носили чисто коммерческий характер и меняли облик собора в худшую сторону.

 

Несколько слов об Антонио Гауди

Невозможно постигнуть завораживающий дух каталонского Храма Святого Семейства, ничего не зная об его авторе. Жизнь архитектора Антонии Пласида Гильема Гауди-и-Курнета, родившегося в городке Реус 25 июня 1852 года, столь же уникальна и таинственна, как и его многочисленные творения, без которых трудно представить облик сегодняшней Барселоны.

В силу слабого здоровья Антонио Гауди с детских лет страдал ревматизмом. Мальчик практически не общался со сверстниками, предпочитая шумным играм долгие, неспешные прогулки по окрестностям, которые помогали ему снимать болевые ощущения в суставах.

Тело будущего гения сковывало его движения, но не мешало оттачивать ум и наблюдательность. Гауди внимательно рассматривал встречающиеся на пути растения, следил за ловкими движениями животных и птиц, чтобы потом, со временем отразить всё это природное разнообразие не только в декоре, но и в конструктивных элементах своих построек.

После того, как Гауди начал обучаться профессии в Провинциальной школе архитектуры Барселоны, он влюбился в модное тогда неоготическое течение, с его стремлением к избыточному декору и формообразованием, близким к мироощущению молодого  каталонца.

Постепенно сформировав собственный стиль, во многом благодаря содействию текстильного магната и мецената Эусеби Гуэля, некогда безвестный молодой архитектор из провинции стал постепенно одним из самых модных мэтров столицы Каталонии. Его фантастические постройки, которые трудно втиснуть в узкие рамки какого-то определённого стиля, стали стоить целое состояние, превратившись в «почти непозволительную роскошь». И следует особо подчеркнуть, что, несмотря на свою декоративность и, казалось бы, внешнее противоречие физическим законам, архитектура Антонио Гауди носит продуманный и конструктивно выверенный характер. Все здания мастера, спустя сто лет после их возведения, по-прежнему функционируют, находясь в идеальном состоянии.

Гениальный каталонец в своей долгой жизни успел узнать и взлёт, и падение, причём творцом обоих этих состояний без преувеличения был он сам.

В эпоху расцвета своей карьеры Антонио Гауди превратился в настоящего щёголя – носил элегантные дорогие костюмы, питался изысканными блюдами, регулярно посещал модные спектакли и передвигался исключительно на собственном экипаже. В его жизни была только одна любовь – учительница в кооперативе для рабочих, Жозеф Моро. Она не ответила взаимностью и Гауди, отказавшись от дальнейших попыток создать семью, всего себя посвятил архитектуре. Постепенно он перестал следить за своей внешностью и настолько опустился, что незнакомые люди на улице принимали его за нищего.

Именно эта неопрятность и абсолютное пренебрежение к своему внешнему виду и стали роковыми для каталонского гения. Когда 7 июня 1926 года Антонио Гауди, рассеянно шагавшего по улице, сбил трамвай, прохожие отвезли его в больницу для бедняков, где без должного присмотра и помощи создатель самых уникальных зданий Барселоны скончался.

Похоронили Гауди, что тоже символично, в крипте Храма Святого Семейства, отдав тем самым последний долг автору, пожалуй, самого причудливого и жизнеутверждающего культового сооружения в мире.

Оставьте свой комментарий